Тест версии сайта для слабовидящих

Выступление на заседании МК воспитателей Лахтионовой Е.А.

«Проблемы реализации инклюзивного образования в СПО»

Основная цель инклюзивного среднего профессионального образования в Российской Федерации – реальное обеспечение его доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, способствующей их социализации и интеграции в общество.

Стратегия инклюзии предусматривает равное отношение ко всем обучающимся, но при создании специальных условий для тех из них, кто имеет особые потребности. Инклюзия подразумевает доступность образования для всех в смысле приспособления к психофизическим особенностям личности.

В настоящее время одна из задач, которые ставят государство и общество перед системой образования, в том числе среднего профессионального, – создание условий для доступного и качественного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это означает, что создание среды, доступной для инвалидов, становится безусловным требованием к профессиональным образовательным организациям.

Сегодня инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Несмотря на принятие нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, следует сказать о проблемах, с которыми сталкиваются средние профессиональные учреждения, организовывающие обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья.

1. Недостаточная разработанность нормативно-правовой базы.

Данная проблема касается недостаточной оснащенности образовательного процесса, несмотря на то, что существуют указания разработки и реализации адаптированных образовательных программ, ФГОС предусматривают обучения лиц с ОВЗ, увеличивая срок обучения не более чем на один год. Однако, не уточняются временные нормативы на все виды учебной работы, что затрудняет расчет нагрузки преподавателя; не раскрыт вопрос порядка организации учебного процесса студентов с ОВЗ и не имеющих ограничений по здоровью в одной группе.

2. Неподготовленность преподавательского состава.

Работа со студентами инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья носит сложный, порой затруднительный характер. У многих педагогов и мастеров производственного обучения отсутствует необходимый уровень владения методами и способами работы с особыми студентами, знания о характере и потребностях лиц с ОВЗ, эмоциональные и психологические барьеры педагога.

Формы такой подготовки – курсы повышения квалификации, стажировки в других образовательных организациях, разработка методических рекомендаций преподавателям по работе с обучающимися, консультирование преподавателей и сотрудников по образовательным потребностям обучающихся, участие преподавателей в семинарах, научно-практических конференциях.

3. Недостаточное оснащение образовательных организаций.

Для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимы специальные технические и программные средства. Такими являются звукоусиливающая аппаратура, предназначенная для слабослышащих; устройства воспроизведения звука и информации; видеоувеличители, позволяющие слабовидящим студентам прочитать плоскопечатный текст, видеть рисунки, иллюстрации, увеличивая их в необходимое количество раз, настраивая масштаб, контрастность; различные устройства для лиц с нарушениями двигательных функций, джойстики, альтернативные мыши.

4. Недостаточное финансирование инклюзивного образования.

Данная проблема касается не только инклюзивного образования, но и всего образования в целом. Среднее финансирование инклюзивного образования по России за последние годы составляет 336,330 млн. рублей. Данная сумма распределяется по следующим сегментам: разработка и реализация адаптированных образовательных программ – около 60,560 млн. рублей; подготовка и повышение квалификации педагогов – 13,407 млн. рублей; проведение различных мероприятий для детей с ОВЗ (олимпиады, спартакиады, конкурсы и т.д.) – 14,272 млн. рублей. Говоря о подушевном финансировании, государство выделяет около 63 тыс. рублей в год на одного обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Очевидно, этих средств катастрофически не хватает: многим студентам с ОВЗ необходимы профильные педагоги (дефектологи, тьюторы, логопеды и другие), помимо имеющихся в образовательном учреждении. Поэтому, вышеупомянутая проблема недостаточного оснащения образовательных организаций, непосредственно связана с низким финансированием.

На практике применяются следующие варианты реализации адаптированных образовательных программ:

1. Инвалид или лицо с ограниченными возможностями здоровья является членом инклюзивной группы, изучая тот же набор дисциплин в те же сроки, что и остальные студенты. В этом случае адаптированная образовательная программа направлена на создание специальных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей данного лица.

2. Инвалиды или лица с ограниченными возможностями здоровья учатся в отдельной группе в те же сроки обучения, что и остальные студенты, или имеют увеличенные сроки обучения. В этом случае в адаптированную образовательную программу вводятся адаптационные учебные дисциплины и обеспечиваются специальные условия для удовлетворения особых образовательных потребностей данных лиц.

3. Инвалид или лицо с ограниченными возможностями здоровья обучается по индивидуальному учебному плану, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. В этом случае возможно освоение образовательной программы в увеличенные сроки и введение в адаптированную образовательную программу адаптационных учебных дисциплин, предусматриваются специальные условия для удовлетворения особых образовательных потребностей данного лица.

Наиболее эффективными мерами, направленными на динамичное развитие сферы среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, можно считать следующие:

– создание инфраструктуры, обеспечивающей универсальную безбарьерную среду в субъектах Российской Федерации для получения СПО инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

– разработка алгоритма преемственности между образовательными учреждениями (школа-техникум) для того, чтобы лица с ОВЗ смогли беспрепятственно и непрерывно получать образование;

– развитие дистанционного обучения как вспомогательного элемента в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья;

– повышение квалификации педагогов и преподавателей, внедрение образовательных модулей, курсов, факультативов по вопросам инклюзивного образования;

– обязательное взаимодействие образовательных организаций с потенциальными работодателями и центрами занятости, так как по данным международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW) всего 13–15 % выпускников с ограниченными возможностями здоровья средних профессиональных учреждений заняты на рынке труда.

Подводя итоги, можно сказать, что в настоящее время одним из приоритетов социальной политики является гармоничная интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Но развитие инклюзивного образования должно происходить постепенно, размеренно, основываясь на продуманном планировании и с применением комплексного подхода в его реализации. Ведь стремительное внедрение всех мер не позволит обеспечить полноценную инклюзию детям с ОВЗ, но и может неблагоприятно отразиться на качестве образования в целом.